Юбилей Транссиба

Говоря о народных стройках, часто на ум приходят грандиозные строительные проекты, реализованные в СССР. Однако, есть несколько проектов, которые имеют историю более давнюю, но также называются народными. Одному из них исполняется в этом году 110 лет – это Транссибирская магистраль. 
 
Отсчет строительства пошел от окончательного решения государя Александра III, который в 1891 году дал указание о строительстве железной дороги, соединяющей Европу и Азию. От финансовой помощи Запада решили отказаться, потому что Дальний Восток в то время был еще мало освоен, и власть боялась усиления влияния западного капитала в этом регионе.
 
Началась труднейшая стройка, в которой принимали участие все – от солдат и местных крестьян до ссыльных арестантов и приезжих из центральной России. В самый разгар строительства на нем работало одновременно до 90 тыс. человек.
 
Темпы строительства Транссиба были просто удивительны– за 12 лет было проложено 7,5 тыс.км путей. При этом практически все работы велись вручную в сложнейших климатических и геологических условиях. Однако, достроить дорогу до конца все же не удалось: оставалось проложить лишь 2 км путей для соединения Хабаровска со Сретенском, но рельеф местности не позволил этого сделать. Было принято решение вести дорогу через Маньчжурию– так в 1903 году появилась печально знаменитая КВЖД, давшая выход к Тихому океану.
 
Начавшаяся русско-японская война приостановила работы, а практика использования дороги показала, что у нее низкая пропускная способность. Поэтому дорогу стали расширять, перестраивать мосты и менять рельсы на более тяжелые. За это время была построена и Кругобайкальская дорога, а также Амурская, заменившая КВЖД и открывшая сквозное движение от Челябинска до Владивостока.
 
Только к марту 1925 года Транссиб заработал в нормальном режиме, и теперь эта дорога длиной в 9 тыс. км является одним из излюбленных маршрутов для туристов, которые хотят посмотреть Россию. Дорога проходит через 87 крупных городов и несколько климатических поясов.